Затворы против задвижек
Дисковый затвор, как и задвижка, относятся к разновидностям трубопроводной арматуры с запирающим либо регулирующим элементом. Эти два вида арматуры различаются по ряду основополагающих конструкционных параметров, среди которых:
- тип запорного элемента,
- точность регулирования,
- время открытия/закрытия и так далее.
Если говорить о времени открытия и закрытия, то дисковый затвор однозначно превосходит задвижки по данному показателю. Кроме того, он предоставляет возможность постепенного увеличения или снижения расхода транспортируемой среды, то есть фактически может использоваться и как регулирующий элемент. Впрочем, регулирование потока не является основной функцией данной арматуры, поэтому точность действия невысока: предусмотрено лишь несколько фиксированных положений затвора, в которые можно устанавливать запирающий элемент.
Затвор рекомендуют выбирать сообразно с расходом рабочей среды. Расход должен укладываться в примерный поворот диска от 15 до 75 градусов. Регулировка движения транспортируемой среды в меньшем диапазоне приводит к сильной кавитации, разрушающей покрытие диска.
Во избежание снижения герметичности и для продления эксплуатационного срока диска в затворах используются эластичные уплотнители. Такие уплотнители выдерживают до 100 000 полных циклов закрытия и открытия, то есть примерно 5-10 лет работы. По истечение этого срока уплотнительный элемент рекомендуется заменить.
В некоторых случаях применяется такой вид уплотнителя, как «металл к металлу», однако перед его установкой следует внимательно подходить к анализу транспортируемой среды. Если в ходе транспортировки жидкости возможны повреждение металла твердыми фракциями, содержащимися в среде, то от такого уплотнителя лучше отказаться. Также необходимо помнить, что утрата герметичности в металлических уплотнителях происходит быстро, а в резиновых — постепенно. Использование полимерных и эластомерных существенно снижает риск протечки и продлевает эксплуатационный срок.
Дисковые затворы могут монтироваться практически в любом положении. Исключение составляют затворы крупных диаметров, которые устанавливаются горизонтально: при вертикальном типе монтажа велика вероятность заклинивания. Дисковые затворы удобны и просты в плане установки и характеризуются компактностью размеров, поэтому могут монтироваться в сложных условиях, а также имеют небольшой вес, что снижает нагрузку на трубопровод.
В них отсутствуют резьбовые рабочие пары втулка-шпиндель, в отличие от задвижки, в которой эта часть всегда сильно подвергается коррозии. Также в отличие от задвижек дисковый затвор лишен застойных зон, что увеличивает его эксплуатационный срок и повышает герметичность. Он оптимален для установки на системах с теплоизоляцией, для него возможна автоматизация управления, а при необходимости положение затвора может регулироваться рукояткой, электроприводом или редуктором.